MoveR studio ..:: П о м о щ ь   -   С т а т ь и ::..
Помощь
Учебное пособие по CGI-программированию от Леши

Прекрасный язык Perl

Вы наверное обратили свое внимание что CGI скрипты пишутся обычно на языке Perl (Practical Extraction and Report Language)- очень удобном языке,впитавшем из других все лучшие черты.Может у вас возникнуть сомнение :Ну вот!Изучать новый язык программирования!? Спешу вас успокоить,изучение Perl не будет в тягость (я сужу по своему опыту!). Вы даже сами не заметите как выучите его.Если вы хоть когда-нибудь программировали скажем на C и использовали утилиту grep для поиска регулярных выражений в тексте,то вам будет еще легче. Для Perl родной платформой является Unix поэтому пользователям PC он мало известен. Мое целенаправленое доведение Perl до широкой публики началось с того что я скачал Perl под Windows (фирмы ActiveWare) К нему прилагается отличная гипертекстовая HTML- документация, даже быстрого просмотра которой хватит , чтобы начать хорошо и широко использовать его. Хоть он значительно уступает и по скорости и по эффективности своему Unix'ному аналогу, все равно самый лучший способ изучить язык это программировать на нем. Если вы как я дома используете большую часть времени не Windows а Unix то с изучением Perl у вас вообще не должно быть особых сложностей. Я же от себя могу сказать, что даже после небольшого опыта изучения его, он стал моим любимым языком программирования....

Все в нем сделано для удобства программиста (в отличии например от Java ;( )
Начнем с переменных,они в Perl бывают 3х типов скаларные,списковые(массивы) и хэши(ассоциативные массивы). Для указания компилятору(да и для немалого удобства программиста) перед именем скалярной переменной стоит знак '$' перед массивом '@',перед хешем '%'. т.е. например $scalar_var,@array_var,%hash_var Скалярные переменные могут быть как числовые так и строковые,но это не надо указывать Perl сам по контексту в зависимости от операций может привести одно к другому.
Например: "123"+"4" будет 127 (или "127") так как операция '+' действует над числами а вот если применить операцию конкатенации строк '.' то строковое "test" . 1 будет "test1"
Ну а вот операции над скалярными переменными:
ОперацыиОписаниеПример
+ - * / %Арифметическиеprint 2*7+4/(8%3);
print int(127/15); #целая часть
**Возведение в степеньprint 2**16;
++ --Инкремент-декремент$i++;
& | ^ ~ << >>Побитовые$x=3;$y=4;
print $x|$y;
print $x&$y;
== != < > <= >= <=>Числовые операции сравненияif($x==9){print "Ok!";}
eq ne lt gt le ge cmpстрковые операции сравненияif($game eq 'doom'){print "You are doomer!\n";}
|| && !Логическиеif(($x==9)||($game eq 'doom')){print "hello you!\n";}
?:Условный оператор$x=($game eq 'quake'?9:8);
,Последовательное вычисление$x=10,$y=20;
.Конкатенация$x='http://'.'www.uic.nnov.ru';
xПовторение$x='1234'x5; #$x='12341234123412341234'
=~Сопоставление с образцомif($url=~/http/){print "HTTP";}
!~То же но с отрицаниемif($url!~/http/){print "No HTTP";}
= += -= *= /= %= **= |= &= ^= ~= <<= >>= .= x=Присваивание$x+=$y;
Пусь это будет вам справочником ,да кстати насчет строк,вы заметили,что они могут быть в двойных и одинарных кавычках, разница между ними состоит в том ,что в одинарных не осуществляется подстановка переменных, а в двойных осущестляется, Например:

$x='qwerty';
print 'my var is $x'; #выведет my var is $x
print "my var is $x"; #выведет my var is qwerty
Списки: Спискочные переменные начинаются с символа '@' конструируются следующим образом
@List1=(1,2,5,70);
@List2=(12,23,@List1); #12,23,1,2,5,70
@Rgb=($r,$g,$b);
Также можно список использовать как lvalue:
@List=(1,2,3..8,15);
($x,$y,$z)=@List;        #$x=1,$y=2,$z=3
($x,$y,$z,@list2)=@List; #$x=1,$y=2,$z=3,@list2=(4,5,6,7,8,15);
($r,$g,$b)=@Rgb;
Можно обращаться к нескольким,выбраным элементам массива(срезу массива):
@list=(1..10);
@list[2,3,5,9]=(100,200,300,400); #@list=(1,100,200,4,300,6,7,8,400,10)
@list[1,10]=@list[10,1];#меняет местами элементы
Обратится к скаларному значению -элементу массива можно $имя_массива[индекс], сдесь обратите внимание на знак '$'- мы ведь обращаемся к скаляру-элементу.
Теперь немного о хешах:
хеш это такой массив который состоит из пар ключ-значение, весь хеш обозначается %хеш ,к отдельным элементам доступ $хеш{скалярное выражение} конструируется хеш так:
$my_hash{1}="doom";
$my_hash{'quake'}="www.idsoftware.com";
$my_hash{1+2}=100;
Хеш может быть также сконструирован из массива с четным числом элементов где пары превращаются в ключ-значение
%hash=(1,20,2,100);#аналогично $hash{1}=20;$hash{2}=100;
удаление из хеша -операция delete:
delete $hash{1};
есть функции выдающие ключи и значения соответственно.
%hash=(1,20,2,100,3,'doom');
@k=keys %hash;  #@k=(1,2,3);
@v=values %hash;#@v=(20,100,'doom');
Операторы:
Набор операторов в Perl Очень широк,многие из них прямые аналоги имеющихся в других языках,например if,for,while;но есть и значительные улучшения имеюшихся и конечно новые...
Тот же самый оператор if имеет две формы (как когда удобнее):
if(условие)оператор;
оператор if условие;
В пару к оператору if имеется оператор unless : означающий if с отрицанием:
unless(($method eq 'GET')||($method eq 'POST')){print "Unsupported method";}
print "Ok" unless $x < $y;
Также в пару while существует until
синтаксис оператора for полностью аналогичен C:
for($i=0;$i<10;$i++){
 print $i;
 }
новшеством(и приятным) является foreach позволяющий пройтись по всем элементам массива,присваивая по очереди его элементы какой-то переменной, его синтаксис такой:
foreach $переменная (@массив){
 блок операторов;
 }
или
foreach (@массив){
 операторы;
 }
Последний пример особенно важен для упрощения вашего тяжкого труда програмиста и демонтстрирует интересную особенность Perl-переменную по умолчанию $_: в оргомном количестве операторов и функций при опускании аргумента она подразумевается по умолчанию. Она также по умолчанию сопоставляется с регулярным выражением:
следующий пример
@Data=<STDIN>;
foreach(@Data){
 chomp;
 print if /^From:/;
 }
аналогичен такому:
@Data=<STDIN>;
foreach $_ (@Data){
 chomp($_);
 print $_ if $_ =~ /^From:/;
как видите затраты труда значительно сокращаются,благодаря этому маленькому трюку.

Регулярные выражения.
регулярное выражение записывается между двух слэшей /рег_выр/
if(/abc/){
 print '$_ содержит abc\n';
 }
это самый простой пример применения регулярного выражения а теперь посложнее вот тут в табличке (из того что я помню наизусть):
СимволЗначениеПример применения
.Соответствует любому символуprint if /ab.c/;
[мн-во симв]Соответствует любому символу из данного мн-ва/[abc]d/;#соответствует ad,bd,cd
[^мн-во]Отрицание мн-ва символов/[^xyz]/;#
(....)Группировка элементов(и также запоминание в переменных $1 $2 $3 ...)/(xyz)*/
/([abc].[^xy]qwerty)/
(..|..|..)Одна из альтернатив
*повторение образца 0 или более раз/.*/;#соответствует всему
?Повторение 0 или 1 раз/(http:\/\/)?.*\.cgi/
+Повторение 1 или более раз
{n,m}повторение от n до m раз
{n}повторение точно n раз
{n,}повторение n и более раз
Спец символы:
\t \r \n ...Управляющие символы:табуляции,возврат каретки,перевод строки.....
\dСоответствует цифре,Аналог [0-9]
\DСоответствует нецифровому симсволу,аналог[^0-9]
\wСоответствует букве
\WСоответствует небуквеному символу
\sСоответствует пробельным символам(пробелы,табуляции,новые строки..)
\SСоответствует непробельному символу
\bСоответствует границе слова$test1="this is test";
$test2="wise";
if($test1=~/\bis\b/){print "1";}#соответствует
if($test2=~/\bis\b/){print "2";}#нет
\BСоответствует не границе слова/\Bis\B/ соответсвует 'wise' но не 'is'
Для того чтоб поместить в регулярное выражение любой специальный символ,поставьте реред ним обратный слэш Заставить Perl игнорировать регистр можно поставив i после регулярного выражения
print "Are you sure?:";
$answer=<STDIN>;
if($answer=~/Y/i){
 #че-нибудь сделаем...
 }

Полезные функции.
В Perl очень много различных функций ,как говорится на все случаи жизни,все о них я конечно не опишу,но обо многих. Начну с тех,которые больше относятся к операторам. Операция замены s/рег.выражение/строка/ игнорировать регистр - опция i глобальная(по всей строке) замена -опция g; Пример:
 $x="This is test";
 $x=~s/ /_/g;
 print $x; #This_is_test
Очень полезная опция у s/// e -она означает что вторая строка не строка а выражение, результат которого и будет подставлен. Например,у вас есть файл в котором все записи о возрасте через год надо менять
 open(OLD,"oldfile.txt") || die "Cannot open oldfile.txt $!\n";
 open(NEW,">newfile.txt") || die "Cannot open newfile.txt $!\n";
 foreach(){
  s/(\d+)(\s+год)/($1+1).$2/gie;
  s/(\d+)(\s+лет)/($1+1).$2/gie;
  print NEW $_;
  }
 close(NEW);
 close(OLD);
или более показательным примером послужит функция urldecode,которая будет встречатся в каждой вашей программе,обрабатывающей формы:
sub urldecode{
 local($val)=@_;
 $val=~s/\+/ /g;
 $val=~s/%([0-9a-hA-H]{2})/pack('C',hex($1))/ge;
 return $val;
 }
Также важным удобством в Perl являются операции для работы с файлами для выполнения схожих функций в других языках приходиться проделывать огромную массу работы. Аргументами могут быть как Файловые переменные,так и строки,представляющие имя файла.
ОперацияОписаниеПример использоввания
-rДоступен для чтенияunless(-r "myfile"){print "Cannot read myfile\n";}
-wДоступен для записи
-xДля исполнения
-oПринадлежит пользователюif(-o "index.htm"){chmod(0777,"index.htm");}
-RДоступен для чтения реальным
пользователем,а не только "эффективным".
Имеет значения для set-uid -скриптов
if(-r FILE){unless(-R FILE){die "Its not allowed to read this\n";}}
-WДоступен для записи реальным пользователем
-XДоступен для исполнения реальным пользователем
-OПринадлежит реальному пользователю
-eФайл или каталог Существуетunless(-e $htmlfile){
open(HTML,">$htmlfile");
print HTMLFILE "<HTML><BODY></BODY></HTML>";
close(HTMLFILE);
}
-zСуществует,но имеет нулевую длинуif(-z 'tmpfile'){unlink('tmpfile');}
-sРазмер файла в байтахsystem("rar m -m5 archive.rar $myfile") if -s $myfile > 1000;
-fФайл существует и является простым файлом
-dФайл существует и является каталогомif(-d 'public_html'){chdir('public_html');}
-lСимволической ссылкой
-pКаналом FIFO
-uИмеет бит установки пользователя
-gИмеет бит установки группы
-kУстановлен sticky-бит
-tЯвляется терминальным устройством
-MВремя с последнего изменения (в днях)while(defiled($file=glob('*'))){
 if(-M $file >= 7.0){
  unlink($file);#удаляем слишком старые файлы
  }
}
-AВремя последнего доступа(в днях)if(-A "$ENV{'HOME'}/public_html/index.html" < -A "$ENV{'HOME'}/.last"){print "Кто-то ходил на твою домашнюю страничку пока тебя не было!!!\n";}
-CВремя последнего обновления файлового индекса(в днях)
Еще есть и другие
функция open открывает файл
open(ФАЙЛОВАЯ_ПЕРЕМЕННАЯ,"имя файла");  #открыть файл для чтения
open(ФАЙЛОВАЯ_ПЕРЕМЕННАЯ,">имя файла"); #для записи
open(ФАЙЛОВАЯ_ПЕРЕМЕННАЯ,">>имя файла");#для записи в конец
open(ФАЙЛОВАЯ_ПЕРЕМЕННАЯ,"+<имя файла");#для чтения и записи
open(ФАЙЛОВАЯ_ПЕРЕМЕННАЯ,"|комманда");  #направить информацию на вход программы
open(ФАЙЛОВАЯ_ПЕРЕМЕННАЯ,"комманда|");  #считать информацию с выхода программы
open(ФАЙЛОВАЯ_ПЕРЕМЕННАЯ,"|комманда|"); #и то и другое вместе
Что какается открытия файлов,то вам как програмистам все очевидно, но с коммандами тоже все здорово,что пояснит хороший пример(из практики):
open(MAIL,"|mail paaa@uic.nnov.ru");#Пошлем информацию по почте
print MAIL "Hello\n";
print MAIL "...\n";
print MAIL "...\n";
close(MAIL);
когда вы открыли файл вы можете считать из него строку в скалярную переменную Вот так:$str=<FILE>
избавиться от символа новой строки на конце поможет функция chomp, ведь этот символ может помешаться например в имени файла или при выводе на экран
print "Введите имя файла:";
$fname=<STDIN>;
chomp($fname);
open(F,$fname)|| die "Cannot open $fname $!\n";
.....
Если также подставить списочную переменную,то получим список строк файла от текущей строки и до конца
print "Что искать:";
$search=<STDIN>;
chomp($search);
@L=<F>;
foreach(@L){
 print if /$search/;
 }
а можно и так:
print "Что искать:";
$search=<STDIN>;
chomp($search);
foreach(<F>){
 print if /$search/;
 }
бинарный файл можно читать и писать функциями sysread и syswrite:
sysread(ФАЙЛОВАЯ_ПЕРЕМЕННАЯ,$скалярная_перемменая,сколько_байт)
syswrite(ФАЙЛОВАЯ_ПЕРЕМЕННАЯ,$скалярная_перемменая,сколько_байт)
функции split и join: @Список=split(/рег.выр/,$скаляр);
$скаляр=join(строка,@Список);
#Разбить строку слов,разделенных пробелами в список вы можете
@WordList=split(/ /,$String);
#После обработки снова обьединить
$String=join(' ',@WordList);
Встроеные функции Perl можно вызывать со скобками или без (как вам удобно), скобки программисты указывают или для красоты,или чаще,что устранить возможную неоднозначность в выраженнии:
printf "x=%d",$x;
printf ("x=%d",$x);#аналогично
Надеюсь что я вас позабавил примерами функций ;).

Примеры применения Perl для различных нужд...
Следующая программа переводит текстовый файл в формат HTML (вспомните сколько хлопот вам доставит отлов во всем файле '<', '>' и '&' чтоб заменить их на &tl; , &gt; и &amp; а как неплохо чтоб автоматически все http://www.... превратились в <A href="http://www...." >http://www....</A>)
#!/usr/bin/perl
#txt2html
die "Usage: txt2html Infile OutFile\n" unless(@ARGV);
open(IN,"$ARGV[0]")|| die "Cannot open $ARGV[0] $! \n";
open(OUT,">$ARGV[1]")|| die "Cannot open $ARGV[1] $! \n";
while(<IN>){
 s/&/&amp;/g;
 s/</&lt;/g;
 s/>/&gt;/g;
 s/(http:\/\/\S+)/<A href="$1">$1<\/A>/g;
 print OUT $_;
 }
close(IN);
close(OUT);
Более подробную информацию о Perl вы можете получить по адресам:
http://www.perl.com
http://www.metronet.com/0/perlinfo/perl5/manual/perl.html
http://www.ActiveWare.com/


[ Предыдущая | Содержание | Следующая ]

Hosted by uCoz